Взгляд эпохи перемен
Опубликовано: 12.12.2020 - 17:03
Дорогие друзья!
Предлагаем Вам лучшие работы когалымчан на региональной читательской конференции «Югра читает» в 2020 году.
«Почему так важно читать книги о войне?»
Парунина Ирина Владимировна,
г. Когалым
Взгляд эпохи перемен.
Почему сегодня важно читать книги о войне?
Расхожая фраза «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» приписывается Конфуцию, который жил до нашей эры. Современному человеку с его всё убыстряющимся ритмом жизни сложно представить, какие перемены так тяжело давались людям того времени. Наверное, дело не во времени, а в человеке. Я тоже могу считать себя свидетелем эпохи перемен. В 1 класс я пошла в советскую школу, выпустилась уже из школы постсоветской, была октябрёнком, пионером, а комсомольцем уже нет. Читала книги о дедушке Ленине и, конечно же, о войне. Времена меняются, а книги о войне так и остаются бесценным источником информации о ней, важным средством воспитания человека. Вот только книги о войне есть разные, и дело не в сюжете и мастерстве писателя, а в том, что стоит за книгой: совесть, правда или политика партии.
В 50-е годы появляется много произведений о войне. Нашумевший рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» через несколько лет после выхода в свет экранизируется, картина признаётся фильмом года. Как мы переживаем за героя, мужественно переносящего тяготы плена, смело смотрящего смерти в лицо и не уронившего честь солдата. Трагичны страницы, описывающие новости о смерти семьи Андрея Соколова, волнует до слёз сцена признания Ванюшке. Закрывая книгу, мы чувствуем неизбывную тоску героя и ещё больше ненавидим войну. Но задумываемся ли мы о неких несоответствиях событий этой книги действительности? Вы скажете, что литературе свойственен художественный вымысел? Да, но правда литературе свойственна должна быть не менее. И эту правду открывает нам Д.А. Гранин в своих произведениях.
Один из моих любимых рассказов Д.А. Гранина – «Дом на Фонтанке». Он настолько многогранен и многослоен, что читать его и открывать новое можно бесконечно. Очень быстро мелькает там фраза: «Может быть, она стеснялась расстраивать нас рассказами про Вадима. Слишком хорошо мы знали, что означало «без вести пропавший…». А вдруг и у меня когда-то были опасения: не попал ли Вадим в плен». Андрей Соколов тоже был в плену, по возвращении из плена его отправили в госпиталь подлечиться, потом дали отпуск, чтобы он съездил с семьёй повидался. В чём же дело? Ответ на этот наш вопрос найдётся в очерке Гранина «Без вести пропавший», который он начинает крупицами известного о своём друге Вадиме Пушкарёве. «Вадим пропал в боях, кажется, где-то под Урицком. Впоследствии многие попытки узнать о его судьбе были безуспешны. Я только знал, что его семье, как семьям всех без вести пропавших, не полагалось ничего — ни пенсий, ни льгот. Их лишали аттестатов так же, как семьи военнопленных. Эти вообще становились второсортными людьми». Вот она, страшная правда, о которой долгое время было говорить запрещено, сейчас можно, но лучше не надо, иначе как нам привить любовь к Родине у детей, которые умеют думать и задавать неудобные вопросы.
Читая Гранина, я вспоминаю не только Шолохова, но и других, без сомнения, великих писателей-фронтовиков, например, Виктора Некрасова. Его рассказы раскрывают беспримерное мужество отдельных людей. Вася Конаков, рядовой Лютиков – эти герои и на героев не похожи, скромны, просты, даже жалки порою. Их подвиг по крупицам создал нашу Победу. Но почему ни слова не сказано о том, боялись ли они, сомневались ли они, хотели ли они вообще воевать? Наверное, потому что обыкновенным героям это не положено. Иначе они перестают ими быть. А у Гранина солдаты думают постоянно о еде, о своих обмороженных ногах, они хотят спросить, дадут ли им ордена за пленных фрицев, правда, забывают. А совершив, хоть маленький, но подвиг, мечтают только «завалиться спать». А комбат из повести «Наш комбат» мучается почти двадцать лет из-за погибших солдат, которые ходили в атаку на «аппендицит», потому что дали обязательство ко дню рождения Сталина его взять. Кто прав? Наверное, частично все, судить не нам.
Что можем мы сегодня? Мы можем читать книги о войне. Разные книги, чтобы понимать, что есть разные взгляды, чтобы решить самим, что такое война, честь и совесть. Может быть, так мы сможем больше не допустить войны.