
В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант Строительно-монтажного поезда №524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на Югорской земле. Марк Григорьев в статье «На Уренгой», опубликованной в журнале «Юность» в 1977 году, писал: «Двадцать палаток и красное полотище на флангштоке, да шесть венцов недорубленной бани – такой я впервые увидел станцию Когалымскую, точнее, площадку, где обосновался таёжный десант.
Когалымская – острие атаки дорожных строителей, пробивающих трассу на Уренгой, сотый километр от разъезда Ульт-Ягун. Палатки поставили тридцать человек в самое пуржное время, в феврале – марте. Две недели пробивался сюда санный поезд, две недели натужно ревели двигатели бульдозеров, пропахивая зимник для автомашин в двухметровых сугробах. Две недели тридцать человек ночевали в крошечном прорабском вагончике, поставленном на полозья».
В решениях XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза было записано: «Начать строительство железной дороги Сургут - Уренгой».
15 марта 1976 года официально был создан СМП-524. Его начальником назначили Александра Павловича Питерского. Было создано пять бригад – лесорубов, механизаторов, плотников, транспортных рабочих. Постоянно работали бойцы студенческих отрядов с Большой земли, которые в основном рубили просеку.
К весне рядом с палаточным городком появилась первая пилорама. За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа. Потом построили столовую, пекарню.
Нормировщица К. М. Сырых стала первой женщиной, прибывшей на таёжный «пятачок». Её муж Г. И. Лавров был инженером по технике безопасности. Геннадий Иванович был единственным в посёлке участником Великой Отечественной войны. Впоследствии, Почётный гражданин города Когалыма.
Здравоохранение развивалось наряду с другими социальными сферами будущего Когалыма. Женщины ездили рожать в Сургут. Но иногда первой медсестре Куприй С. приходилось самой принимать роды. Чуть позже прибыли врачи Чиглинцева Л. М. и Воробьёвы.
Первый магазин был открыт 7 ноября 1976 года.
В 1977 году приехали педагоги Чекурова (Гаврилова) Т. И., Михайлова Г. И. Работающую молодежь вовлекли в вечернюю школу. В детском саду работала воспитателем Л. Сорокина. К концу 1976 года в детском саду было 15 человек.
Работала столовая на 80 человек. Организовали временную баню. Отопления не было и поэтому отапливались от работающего дизеля.
Почту получали вертолётом. Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их.
Массовое переселение из палаток в деревянные постройки завершилось к 1977 году. Но палаточные городки ещё возрождались дважды, когда со всех уголков Советского Союза на стройку приезжали студенты.
Когда проложили железнодорожное полотно, на станцию Когулымскую с 1977 года начал ходить маленький рабочий поезд, состоявший из тепловоза и одного вагона. От Когалыма до Сургута приходилось ехать 10 часов.
Основной задачей работников СМП-524 было проложить железную дорогу от разъезда Покачи (40-й километр от Ульт-Ягуна) до Ноябрьска (203-й километр). К новому 1977 году были сданы 150 км. трассы до Ноябрьска. Закипела работа по отсыпке земельного полотна и строительству мостов. Это позволило СМП-524 с октября 1977 по май 1978 года проложить 100 км. железнодорожных путей до станции Ноябрьск. Там был забит серебряный костыль, и прошла торжественная передача укладки новому Строительно-монтажному поезду-329.
Стали появляться улицы – Пионерная, Комсомольская, Таежная, Студенческая, Широкая и др.
В августе 1978 года были проведены первые выборы в сельский совет. Выборы в «красном уголке» конторы СМП-524 состоялись и в Сургутский районный совет, и в поселковый совет Когалыма. Председателем исполкома поселкового совета был избран В. А. Вознюк, ранее работавший начальником станции. Паспортной службы не было, все документы проходили через Ульт-Ягун.
К концу 70-х здесь появились первые нефтедобытчики. 19 мая 1978 года издан приказ № 277 «Главтюменнефтегаза» об организации нефтегазодобывающего управления «Повхнефть» в составе производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз». Нефтяники, преодолевая большие трудности, осваивали среди непроходимых болот новые месторождения.
В 1978 году местные недра «расщедрились» на первую тонну нефти, добытую нефтяниками НГДУ «Повхнефть» из седьмой скважины Повховского месторождения, названного в честь знаменитого бурового мастера Степана Повха.