«Я открываю Достоевского», литературные зарисовки Паруниной Ирины Владимировны
Литературные зарисовки «Я открываю Достоевского», посвященный 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.
Парунина Ирина Владимировна
Эссе «Достоевский: мысли о современности, спокойствии и бессмыслии»
Мысли писателя отражаются в его произведениях. С этим никто не поспорит. Иногда, правда, их нужно искать между строк, в репликах героя, описании пейзажа, интерьера. Мысли, которые искать не нужно, - в статьях, дневниках писателя. Подробно хочется остановиться на маленькой статье «Вместо предисловия о Большой и Малой Медведицах, о молитве великого Гёте и вообще о дурных привычках» из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского.
В первых предложениях статьи Достоевский неожиданно обращается к образу Хлестакова, говорит об изменении этого типа людей: «Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием». И начинаешь сверяться с датами: точно ли пишет это Достоевский всего лишь через 40 лет после Гоголя? Ведь сегодня, ещё через 140 лет фраза звучит более чем актуально. Даже не сильному в политике человеку ясно, что именно в этой сфере хлестаковщина обрела своё место. Любопытна мне как филологу статья «Хлестаков во власти: образы Гоголя современны в 21 веке», опубликованная на сайте КПРФ. В ней современность мысли Достоевского раскрывают очень подробно.
Пойдем дальше. «Нынче всё с полным спокойствием. Спокойны и, может быть, даже счастливы». Увы, мы этим похвастать не можем. Ничего сегодня у нас не делается ни с каким спокойствием. Любое событие вызывает всплеск эмоций и обязательно комментариев. Когда из гостиных и клубов в 19 веке, кухонь в 20 веке обсуждение новостей переместилось в сеть, градус неспокойствия значительно повысился. Мы все сейчас «диванные эксперты», у нас обо всём есть мнение, о правильности которого мы не задумываемся. Это во времена Достоевского «вряд ли кто даёт себе отчёт, всякий действует просто», а мы, прежде чем действовать, почитаем в Интернете первое, что попадётся, второе, что написали такие же люди, как мы, третье, что нам подсунули специально. И идём с кажущимся пониманием, что после этого мы отдаём себе отчёт в своих действиях. Только уже в своих ли?
Достоевский далее ведёт нас к спокойствию, с которым молодыми людьми совершаются самоубийства, и это его, конечно, ужасает. Но самым странным в этом вопросе он считает безмыслие, не характерное, по его мнению, природе русского человека. Меня же поразило это слово, с которым раньше я никогда не сталкивалась. Писатель разделяет в статье понятие «бессмыслие» (отсутствие смысла, рассудка) и «безмыслие» (отсутствие глубоких мыслей, поверхностность, бессодержательность). Интересно, что в 21 веке слово «безмыслие» утрачивает отрицательную окраску, трактуется как естественное спокойствие ума, достигаемое с помощью концентрации. Ещё и советы даются, как достичь безмыслия. А Достоевский именно о спокойствии мысли говорит, предостерегая читателей. Как же избежать безмыслия? Верить. И не только в Бога. В себя, в страну, в будущее, в вечную смену времён года и незыблемость жизни на Земле, в «прекрасное созвездие Большой Медведицы».
Меняется время, и современность у нас с Достоевским разная. Но в каждом веке есть человек, значит, каждому времени всё человеческое будет близко и понятно. «Великий Дух, благодарю Тебя за лик человеческий, Тобою данный мне», - такой видится писателю молитва великого Гёте. Именно лик человеческий останется от нашего времени, как от времени Достоевского остался его лик. Если мы, конечно, будем помнить, как опасно безмыслие, то есть спокойствие ума и души, которое и через 140 лет всё так же, к сожалению, современно.