Почему так важно читать книги о войне?
Опубликовано: 12.12.2020 - 16:57
Дорогие друзья!
Предлагаем Вам лучшие работы когалымчан на региональной читательской конференции «Югра читает» в 2020 году.
«Почему так важно читать книги о войне?»
Брусинская Людмила Владимировна,
г. Когалым
Я работаю в школе уже сорок лет. За это время сменилось несколько поколений учеников, читателей книг. Нынешнее поколение, которое называют поколение Z, очень отличается от предыдущих. Это дети, родившиеся в эпоху глобальной компьютеризации, научились не только держать в руках, но и пользоваться гаджетами уже с первого года жизни. Их молодые родители тоже любят «гулять» по соцсетям, предпочитая занять ребенка не чтением сказки или книгой с картинками, а просмотром «мультика». Доходит до того, что ребенок отказывается есть без мультфильма. Так у ребенка формируется клиповое сознание. Линейные тексты он почти не видит, не воспринимает их. В школе с такими детьми сложно, приходится линейный текст преобразовывать в текст другой структуры, визуализировать его. Но это проблемы общего порядка.
Как же с современными детьми читать тексты, книги о войне? И нужно ли это делать? Ответ однозначный: конечно, нужно. В последние годы в общеобразовательной программе появился курс «Родная литература». Задачи этого курса – воспитание у учащихся ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Также решается важнейшая задача современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Такие задачи, естественно, можно решать и с помощью чтения книг о войне.
Но в свете того, о чем я сказала выше, приходится выбирать особые формы работы. Мой любимый вариант работы с текстом – чтение книги вслух, в классе. Дети любят слушать, особенно если учитель читает ярко, выразительно, артистично. Так, в классе я читала девятиклассникам «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Эта книга включена в программу родной литературы.
Книгу невозможно разбирать с литературной точки зрения. Бесполезно говорить что-то о языке, о стиле, о композиции. Всё это неважно. Все отходит на второй план перед описанными событиями, людскими судьбами и характерами. Эта та книга, которую читаешь не умом, а сердцем. Поэтому дети слушают её, затаив дыхание.
Так вот, нужно ли читать книги о войне? Да, читать надо обязательно. Например, в этой книге Даниил Гранин и Алесь Адамович проделали колоссальную работу, опросив блокадников и записав их воспоминания. Их почти не осталось, поэтому каждое свидетельство просто бесценно. Книга разделена на две части – в первой – воспоминания блокадников, а вторая основана на дневниках трех человек, выбранных произвольно. Дети увидели блокаду глазами директора архива Академии Наук Князева, мальчика Юры Рябинкина и матери двоих детей – Лидии Охапковой.
Наверное, тяжелее всего было читать дневник Юры Рябинкина. Как он страдает от голода, какие неблаговидные поступки иной раз совершает и сам себя казнит за это. Он всё понимает, совесть его жива, но голод сильнее совести.
Мне кажется, представить всё это до конца, по-настоящему, дети не смогут, но можно попытаться передать им эту трагедию. Можно читать и видеть разрушенный, холодный и голодный Ленинград. Кажется, что город уже мертв, но это не так. Выпекают хлеб, наполовину разбавляя его водой. Выходят бригады на разборку деревянных домов – городу нужны дрова. Продолжают работать заводы. Производят хвойный напиток – единственное спасение от цинги. Организуется эвакуация. Город продолжает жить.
И самое непостижимое – люди продолжают читать, слушать радио, повторяя бессмертные строки Ольги Берггольц. Находят в себе силы продолжать научную работу, заботиться о сокровищах Эрмитажа, ездить с саночками по адресам известных библиофилов, спасая редкие книги.
В «Блокадной книге», пожалуй, нет рассказов про самое страшное – случаи людоедства, мародерства, например. Мне кажется, авторы ставили себе другую задачу. Они хотели показать, что в любых условиях можно остаться человеком. И это, пожалуй, и было самым трудным. И подростки должны это тоже понять.
«Блокадная книга» заканчивается такими словами: «…Мы завершили свою долгую работу со странным чувством, всё с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Мы много раз отвечали себе на этот вопрос и до конца всё же не знали ответа, но в одном мы утвердились: это надо было сделать. Всё это было, и живущие люди должны об этом знать».
Как видим, сами авторы отвечают на вопрос, нужно ли читать книги о войне. Да, дети сейчас другие, их ограждают от тягот и проблем жизни взрослые сколько могут. Но дети – это будущие политики и руководители, представители власти и простые граждане. Им просто жизненно необходимо привить иммунитет от любой агрессии и насилия над человеческой личностью – образом и подобием Божиим. Воспитать это можно и нужно комплексными мерами, в том числе и через чтение военных книг. Это моё твёрдое убеждение.