В своём романе «Синдром Петрушки» Дина Рубина соединила три разных жанра: увлекательный и одновременно почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства; семейный детектив и психологическую драму, прослеживаемую от ярких детских и юношеских воспоминаний до зрелых седых волос.
Главный герой Пётр с раннего детства производил на окружающих впечатление странного мальчика, его зачарованность куклами была похожа на безумие. Магический мир кукол составляет основную интригу романа. Из рода в род персонажей романа передавалась заговорённая кукла – оберёг – толстый старый Корчмарь, в брюхе которого хранилась маленькая куколка. В проклятом одним из обиженных предков роду рождались мальчики с «синдромом Петрушки», болезнью Ангельмана: смеющееся лицо, слабоумие, смерть в младенчестве, но если роженица загодя умыкала себе куклу – оберёг, то рождались жизнеспособные, огневолосые девочки. Лиза жена главного героя Петра, была носителем именно такого «гена». Семейные предания, интриги, тайны вокруг этой родовой куклы лежат в развитии сюжета романа.