«Цифровая экономика для гражданского общества» 2019-2020 гг.
Заседание было организовано 14 июля 2020 года АНО «Центр технологий электронной демократии» совместно с МИП ИНТЕХ. Презентация итогов проекта была проведена в режиме онлайн для представителей Общественной палаты Югры.
Первый вопрос программы Круглого стола «Об итогах реализации проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» 2019-2020 г.г» представила Наталья Маслова, исполнительный директор АНО «Центр технологий электронной демократии», кандидат наук, руководитель Социально-образовательного проекта «Цифровая экономика для гражданского общества».
На основе подробной презентации она рассказала о целях и задачах Национальной программы «Цифровая экономика РФ», в состав которой вошли федеральные проекты такие как «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление» и др. В соответствии с Национальной программой было принято постановление Правительства РФ от 18 ноября 2019 года № 1467, согласно которому на Едином портале госуслуг создаются новые сервисы для развития цифровой экономики, которые позволят обеспечить: «единое цифровое окно» подачи предложений, заявлений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственные этим органам организации; предоставление государственных и муниципальных услуг проактивно – посредством оповещения лиц, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации, о возможности подачи заявления на получение государственных и муниципальных услуг; осуществление юридически значимых действий, в том числе совершение сделок в электронной форме.
Принятые решения требуют новых компетенций граждан и будут способствовать повышению удобства и прозрачности взаимодействия граждан и организаций с государством, обеспечению применения электронных документов.
Социально-образовательный проект «Цифровая экономика для гражданского общества». осуществлялся в два этапа. За период реализации первого этапа проекта с учетом положений Национальной программы «Цифровая экономика РФ» была разработана концепция Учебно-методического пособия «Цифровая экономика для гражданского общества», в котором определены 3 учебных блока: «Основы цифровой грамотности», «Ресурсы и сервисы цифровой экономики», «Основы кибербезопасности». Курс направлен на понимание и изучение основ цифровой экономики, использование ресурсов электронного государства и сервисов цифрового правительства, цифровой культуры, цифрового образования и т.д. Особое внимание уделено защите персональных данных и противодействию киберпреступности. Была подготовлена электронная версия данного учебно-методического пособия, организован выпуск пособия тиражом 600 экземпляров. В сентябре организаторы набрали и обучили 25 преподавателей-тьюторов по учебно-методическому пособию, а в октябре был организован набор 250 слушателей из муниципальных образований Югры: г. Пыть-Ях, г. Нефтеюганск, г. Когалым, Нижневартовского и Нефтеюганского районов для обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества».
Методическую и консультационную поддержку учебного курса осуществляло Малое инновационное предприятие при Нижневартовском государственном университете МИП «ИНТЕХ».
По итогам первого этапа обучения состоялась Презентация проекта в Общественной палате Югры. Члены Общественной палаты Сергей Николаевич Дмитриев, Рамиз Магерамович Гадиев, эксперты Общественной палаты Югры Тагир Халиллович Аюпов, Галина Антоновна Выдрина отметили большую востребованность такого обучения представителями гражданского общества Югры, особенно «серебряного возраста». Они предложили включать в проект в первую очередь организации, связанные с обществами и советами ветеранов и общественников с ограничениями по здоровью. Также было предложено проинформировать новый состав Общественной палаты Югры о проекте «Цифровая экономика для гражданского общества», чтобы члены Общественной палаты сами могли пройти обучение и рассказать об учебном курсе представителям НКО в своих муниципальных образованиях. Кроме того, дана рекомендация широко информировать граждан для мотивации использования цифровых ресурсов и сервисов на всей территории Югры.
Второй этап проекта реализовывался с учетом условий эпидемии. Были разработаны методические рекомендации с учетом требований нормативных правовых актов по переходу на дистанционное взаимодействие в связи с коронавирусной эпидемией (постановление Губернатора автономного округа от 05.04.2020 № 28 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»). В апреле был проведён Круглый стол по их обсуждению. В связи с переходом на особый режим в период эпидемии, обучение было переведено на дистанционный режим обучения, что потребовало дополнительных временных затрат. По окончании обучения прошло тестирование и передача сертификатов 250 слушателям. Разработан Типовой обучающий проект «Цифровая экономика для гражданского общества».
В своем выступлении Наталья Маслова рассказала, что 22 мая 2020 года стало известно о подготовленной фондом «Сколково» концепции правового регулирования отношений в цифровой экономике с предложениями по правовому регулированию цифровой экономики в сфере образования в части: закрепления в законодательстве понятия «цифровая образовательная среда»; упрощения получения образовательных лицензий для дистанционного обучения; устранения излишних требований для такого обучения, например, к помещениям. 9 июля 2020 года состоялась Панельная дискуссия с участием представителей Правительства РФ и IT-индустрии в Иннополисе (Республике Татарстан). В своём выступлении на Панельной дискуссии Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что сегодня цифровая трансформация – это для нашей страны шанс выйти на более высокий уровень развития, обеспечить нашим людям, гражданам России, новое качество жизни и большой объем возможностей. В ходе Панельной дискуссии Александр Ларьяновский, управляющий партнёр компании Skyeng, сообщил, что когда пандемия случилась, в первые часы все IT-компании открыли все свои ресурсы – и вылили на головы учителей, детей и родителей огромное количество контента…. «мы столкнулись с абсолютной цифровой неграмотностью. И иллюзия думать, что она только у учителей. У детей и родителей цифровая грамотность совершенно не лучше».
«Это говорит о важности и своевременности реализации нашего проекта», - подчеркнула Наталья Маслова. Резюмируя свое выступление она сообщила, что показатели проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» 2019-2020 выполнены в полном объёме: подготовлено и выпущено Учебно-методическое пособие «Цифровая экономика для гражданского общества тиражом 600 экземпляров; организовано обучение 500 слушателей в объеме 26 часов с тестированием и выдачей сертификатов; разработаны Методические рекомендации и Типовой обучающий проект «Цифровая экономика для гражданского общества» для тиражирования в Югре и регионах РФ.
Об итогах обучения по курсу «Цифровая экономика для гражданского общества» на основе презентации рассказала Марина Бахтиерова – куратор проекта (МИП «ИНТЕХ»).
В процессе работы каждый тьютор получал доступ в личный кабинет тьютора на сайте ecdl.mipnv.ru, позволяющий в режиме онлайн создавать группы слушателей в соответствии с планом по обучению, производить набор слушателей, формировать отчетную документацию, обрабатывать анкетные данные и т.д. Набор слушателей для обучения по программе «Цифровая экономика для гражданского общества» осуществлялся кураторами в каждом муниципальном образовании исходя из установленной целевой группы и с учетом рекомендаций Общественной палаты Югры по привлечению представителей старшего возраста.
Наиболее высокий интерес к обучению по курсам «Цифровая экономика для гражданского общества» отмечен у членов профсоюзных организаций.
Большинство тьюторов, проводивших обучение на 2-ом этапе проекта «Цифровая экономика для гражданского общества», уже являлись участниками проекта и проводили обучение на 1 этапе. На 1-ом и 2-ом этапах проекта было сформировано по 25 групп слушателей по 10 человек, всего 50 групп и обучено 500 человек. Обучение слушателей до 28 марта осуществлялось очно, в специально оборудованных компьютерных классах в соответствии с методическими рекомендациями заказчика. Каждый слушатель имел возможность работать на отдельном персональном компьютере, имеющим полноценный доступ в сеть Интернет, учебные аудитории были оборудованы проекционным оборудованием. С 28 марта в связи со сложной эпидемиологической ситуацией обучение проводилось тьюторами с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Применялись такие формы обучения, как чат-занятия - учебные занятия с использованием чат-технологий, которые проводятся синхронно - все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и др. Для всех тьюторов была организована консультационная поддержка по методике организации обучения слушателей в дистанционном формате.
Таким образом, выполнен главный показатель проекта – обучение 500 слушателей по программе «Цифровая экономика для гражданского общества» с проведением тестирования и вручением сертификатов всем слушателям. Анализ проведенного анкетного опроса слушателей о качестве обучения и полезности обучения для дальнейшей жизни показал, что материалы курса преподавались тьюторами на высоком уровне на основе хорошо подготовленных учебно-методических материалов. Все слушатели высоко оценили качество и полезность обучения.
По теме заседания Круглого стола «Об опыте проведения обучения в рамках реализации проекта «Цифровая экономика для гражданского общества» выступили с докладами и презентациями: Африкян Татьяна – тьютор (Нижневартовский район), заместитель директора по УР МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», пгт. Излучинск; Пинигина Светлана – тьютор (г. Пыть-Ях), заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 4, (г. Пыть-Ях); Кирчанова Ольга Леонидовна, тьютор (Нефтеюганский район), учитель информатики, Салымская СОШ № 2; Поспелова Ольга Владимировна, тьютор (г.Сургут), главный библиограф Отдела краеведения и библиографии ЦГБ им. А.С. Пушкина (г.Сургут).