Когда-то среди читающей молодежи не было человека, не знакомого с этим именем. Её сказки для малышей, детские рассказы, повести для юношества, романы для взрослых, стихи и пьесы мгновенно исчезали с прилавков магазинов. По словам Бориса Васильева: «Имя этого писателя некогда знали дети всей читающей России, а ныне оно прочно забыто, и если когда и поминается, то непременно с оттенком насмешливого пренебрежения. Я говорю о Лидии Алексеевне Чарской, чьи исторические повести – при всей их наивности! – не только излагали популярно русскую историю, но и учили восторгаться ею. А восторг перед историей родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней…»
Литературная критика очень неоднозначно оценивала творчество Чарской, писательницу обвиняли в чрезмерной сентиментальности, однообразии сюжетов, в присутствии литературных штампов. Возможно, неприятие её творчества было вызвано идеологическими причинами. После революции книги Чарской были изъяты из библиотек и не перепечатывались вплоть до 80-х годов 20 века.
Её юных восторженных героинь отличает нечто светлое, благородное и чистое, что трогало в неискушенных душах юных читательниц самые лучшие струны и воспитывало в них понятия о дружбе, верности и чести. Книги этого автора можно отнести к воспитателям нравственности юного поколения.
Мы предлагаем вашему вниманию книгу Лидии Чарской «Записки сиротки». Это сборник повестей. У каждой повести свой герой, четыре повести – четыре судьбы. Первая о девочке сироте, попавшей в бродячий цирк, в котором её ждёт очень непростая жизнь. Вторая повесть о жизни девочек в ремесленном приюте Петербурга. Главный герой третьей повести – мальчик Вася живёт в семье священника. Сборник завершает повесть о загородном пансионе для девушек.
Книги Чарской – это мир далёкой, ушедшей от нас России, мир, о котором мы можем судить только по впечатлениям современников писательницы и героям её книг. Этим и интересно литературное творчество Лидии Алексеевны Чарской.