Эссе на произведение Даниила Гранина «Дом на Фонтанке»
Думаю, у каждого читателя есть любимые авторы, книги которых подарили много приятных минут. Как тяжело бывает расставаться с полюбившимися персонажами, прощаться с интересным миром, закрывать последние страницы книги!
Даниил Гранин (1919-2017) – классик современной русской литературы, солдат Второй мировой войны, гуманист, общественный деятель, лауреат литературных и государственных премий.
Гранин с обжигающе острой правдивостью и обнажённостью пишет всё, что он знает о той войне, что читателю не остаётся никакого другого выхода, кроме как вместе с ним тащить эту бесконечную и невыносимую лямку войны. Войны, о которой не принято писать сразу после её окончания и не положено писать спустя десятилетия.
Даниил Гранин сумел сделать то, что почти со стопроцентной гарантией теперь не делает никто — он рассказал всю неприкрытую правду о той не знаемой нами войне. Чтобы знать, чтобы помнить…
Произведения Даниила Гранина о войне не уступают признанной военной прозе ни по силе эмоционального воздействия на читателя, ни по напряженности повествования. Это относится и к рассказам писателя, один из них очень трогательный и глубокий по содержанию – «Дом на Фонтанке».
Должна признать, что из всех книг Гранина, которые я читала, «Дом на Фонтанке» более понравившаяся мне. Отстранённый, почти газетный стиль автора странным образом придал повествованию веса, заставил меня сильнее сопереживать.
Рассказ по-настоящему гранинский – горький, волнующий и лирический. Именно Даниил Александрович Гранин, ленинградского интеллигента, прошедший сквозь все тяготы блокадных дней, растерявший многих друзей и близких, сумел сохранить в памяти сердца безутешную боль. Он воевал в дивизии народного ополчения, затем в танковых войсках, был командиром роты тяжелых танков, а в 1941-1942 годах был на передовой, где погибли многие его товарищи. Вот как вспоминает об этом писатель: «Когда я вернулся с войны уцелевшим, я понял, что это чудо, и что всю свою следующую жизнь, большую или маленькую, я получил в подарок, ведь почти все мои однополчане погибли, особенно в 41-м году. Как я уцелел непонятно, ведь был на передовой, когда были особенно большие потери». В своем интервью Гранин говорил о послевоенном чувстве вины, из-за того, что вы пришли с войны, а ваш друг нет. «Да, это чувство вины живо во мне до сих пор. Казалось, как я могу винить себя в том, что остался жив – это судьба. А все-таки…»
Даниил Гранин почувствовал необходимость написать о том, что его тревожит, оставить память о павших. Именно это неодолимое стремление вспомнить довоенную юность и пережитое на войне отразилось в рассказе «Дом на Фонтанке».
По объему «Дом на Фонтанке» – рассказ, но автор часто называл его повестью. О войне здесь говорится лишь косвенно, как о виновнице человеческих страданий, как о причине непоправимых бедствий. Главное – люди, на которых эти беды обрушились, а среди них Вадим, давным-давно погибший на фронте, но незабываемый и незабвенный. Война давно позади, герой рассказа смирился со смертью многих товарищей, но вот Вадима представить мертвым не может никак. В течение многих лет он ему снится. В доме у Вадима собирались до войны молодые люди. Здесь царила атмосфера доброты, сердечности, интеллигентности. Вадим был талантливым человеком, из него мог бы вырасти ученый или изобретатель. Война погубила Вадима, под её ударами в первую очередь падают люди нравственно-чистые, не способные на компромиссы. Из всей компании после войны остались только двое (рассказчик и его друг Веня). Прошло много времени, но они принимают решение пойти в дом к другу юности. Им неловко: почему давно не заходили? Стоит ли вообще заходить, что сказать? Ведь они были здесь более двадцати лет назад. «Нужно ли навещать жен и матерей наших погибших товарищей – вот вопрос… Всегда чувствуешь себя виноватым. А в чем? Что остался жив? Виноват, что здоров, что смеюсь?» – терзается рассказчик. Герой рассказа боится принести боль в тот единственный уцелевший дом, где сохранилась его юность, но и бежать от боли не может, потому что далёкие годы «продолжали существовать» в нем. Раньше ли, позже ли он должен был возвратиться сюда – «не ради Вадима, ради себя!»
В доме на Фонтанке друзей встретила тетя Вадима, оказывается, его мать умерла 13 лет назад. «Я ощутил только смутную запоздалую жалость: ещё бы немного, и мы бы никого не застали» – думает рассказчик. Вот и опять дом на Фонтанке появился в жизни героев, словно кто-то позвал их, словно те прошлые годы продолжали существовать.
Рассказ Даниила Гранина – очень трогательное произведение о человеческой памяти, ведь человек жив, пока жива память о нём. Писатель предлагает читателям «прикоснуться душой» к трагическим событиям войны, осознать безмерную цену Победы, и ответственность живущих перед павшими в Великой Отечественной войне.
С тех пор, как люди научились писать, мудрость они доверили книгам. Книги открывают нам мир, помогают представить прошлое, заглянуть в будущее. Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Вот читаю я книги Даниила Гранина и думаю, это как же надо поработать, сколько времени потратить на материал, чтобы чтение смогло так заинтересовать и заставить сопереживать каждому герою. Красной нитью через все произведения писателя о войне, о блокаде Ленинграда проходит призыв – не расчеловечиться! Возвращение с войны, говорил Гранин, − чудо. Это жизнь, полученная в подарок от судьбы. И нужно жить с этим ощущением.